Вот смотришь порой кино, и так и чешется в сознании вопрос: "Насколько же тяжелые наркотики употребляет этот маньяк-режиссер?" – и делишься этим вопросом со знакомыми, а они такие: "Ага, он псих!". В общих чертах. На самом деле периодически бывает действительно интересно, что же там в голове у режиссера и сценариста. Чтобы подобное снимать. И в последнее время все более интересно, когда фильм снят не по оригинальному сценарию, а по мотивам какой-нибудь книги. Мне показалось, что идеальным экспериментом для утоления голода моего любопытства будет последний фильм Тима Бертона. Потому что Бертона можно любить, можно не любить, но сложно отрицать, что видит мир он через какие-то очень странные очки. И потому что Miss Peregrine's Home for Peculiar Children как раз снят по одноименному роману Ренсома Риггза. И вот, в то время, как все нормальные люди шли в кино, а после, когда другие нормальные люди скачивали этот художественный фильм и смотрели его дома, мои глаза плакали, кололись, но продолжали читать роман.

История стартует достаточно бодро. В центре происходящего Джейкоб – подросток из обеспеченной семьи во Флориде. Как подобает, семья обременена дедушкой с прибабахом, который скармливает Джейкобу истории про совершенно особенных детей, с которыми дед провел детство в самом очаровательном и безопасном месте на этой планете – в доме мисс Перегрин для таких вот особых детей. Байки дополняются любопытными фотографиями. Потом происходит всякое не очень хорошее, у Джейкоба нервный срыв, он убеждает родителей и своего психиатра, что ему жизненно необходимо отправиться на поиски мисс Перегрин, а кто ж детям в таких просьбах отказывает. И вот наш герой погружается с головой в тянучие бесконечные приключения, которые даже не особо заставляют ностальгировать по собственной потерянной юности и не рождают тоски по так никогда и не случившимся со мной приключениям.

Так-то Риггз увлечен коллекционированием старинных фотографий и задумывал просто поделиться с миром своими находками. Но умные люди посоветовали ему придумать для фоток истории и выпустить книгу. Что он с радостью и сделал. Как выяснилось уже после прочтения Miss Peregrine's Home, которая заканчивается примерно ни на чем, написал он не одну и даже не две, а три книги: историю продолжают Hollow City и Library of Souls.

И одна зануднее другой.

Мой читальный год начался как раз с третьей (и, надеюсь, последней, хотя потенциал для продолжения есть) книги, к моему великому сожалению мне не удалось дочитать ее в так стремительно закончившемся 2016-м. И примерно в районе девяностой страницы, меня покинула надежда, что я когда-либо эту книгу дочитаю. Поэтому, несмотря на все мои усилия по проведению эксперимента, у меня все же сдали нервы, что привело к закономерному появлению фильма Бертона на экране моего любимого телевизора.

И черт возьми, это только подтвердило мой тезис о том, что Бертон действительно смотрит на мир какими-то совсем другими глазами, а не стандартными человеческими. Да, сценарий и не он писал, но тем не менее я в восхищении, как из такого занудного произведения получился настолько яркий фильм. Как переработан, переделан, перекроен сюжет. Фильм не имеет с книгами почти ничего общего. И наглядно показывает все слабые стороны книг. Все провисшие и часто неуклюжие сюжетные линии. Все недочеты изложения. И очень плохие попытки шутить. Он вливает тонны краски в серое нединамичное повествование, меняет местами героев, а за сцену драки детишек с монстрами на причале хочется режиссеру памятник поставить "За лучшую развлекательную боевую сцену в кино".

А еще в книге нет ничего даже близко напоминающего Сэмюэля Л. Джексона в роли главного злодея. Хочу думать, что Бертон просто позвал Джексона к себе в фильм, не особо обременяя того какими-то указаниями, а Джексон и рад развлекаться на полную.

При всем уважении к огромному труду, без сомнения вложенному Риггзом в написание книг, но на фоне (да в общем-то и без любого фона) киноверсии смотрятся они как рисунки детей среднего школьного возраста рядом с картиной какого-нибудь именитого художника.

Евгения Янова