A Netflix original series, 9 из 10 на IMDB, самый популярный сериал этого года по версии моей ленты в соцсетях. Stranger Things. Один из худших сериалов, который попадался мне на глаза, но я не могу уже второй день вспомнить, какой же сериал действительно был хуже.

Персонажи

Персонажи здесь сделаны из пластика. Главные герои, четыре пацана лет 10-12 на вид (Майк, Дастин, Лукас и Вилл), простите, я в детях плохо разбираюсь. Или по сюжету они должны быть старше, и просто выглядят так молодо. Но почему эти мальчишки разговаривают и ведут себя так, будто им минимум на шесть лет больше? Почему они ничем не отличаются от героев постарше, которым как раз лет 16? Вот Дипперу и Мейбл из Gravity Falls верю, им 12, а этим ребятам нет. Допускаю, что в 80-х где-то в мелком американском городке дети настолько самостоятельные, что очень быстро взрослеют. Но все равно не могу поверить, что здоровый 12-летний пацан сможет высидеть Cosmos Карла Сагана и не сбежать или уснуть, а еще и ссылаться на него в разговоре.

Героиня Вайноны Райдер все восемь эпизодов истерит. Оно и понятно, горе у человека. Но она больше ничего не делает. Только истерит. Шериф страдает по своей дочери. Другая мамаша пытается доказать своим детям, что она всегда рядом, но очевидно одной этой фразой ни от кого ничего добиться не может. Есть еще какие-то мутные типы, которые ходят в защитных костюмах и всячески изображают какую-то тайну.

Самым достойным образом выглядит только Эл (не как в Death Note, а сокращенно от Элевен. По-русски был вариант Од – сокращенно от Одиннадцать? Или Оди (у подруги кота зовут Одиссей, сокращенно его все Оди или Одик называют)? Или, может быть, Один? Хорошие варианты, жаль, если не было) – девчонка со сверхспособностями. Отлично справляется со своей ролью: то испуганно, то зловеще смотрит своими огромными прекрасными глазами в камеру и молчит. Очень эффектно.

Сюжет

Спойлеры! Внимание! Спойлеры! Вас предупредили. На самом деле, не особо-то и спойлеры, почти все сюжетные повороты угадываются задолго до. Но на всякий случай: спойлеры!

Так вот, в сюжете большие дыры. Скажем, вы шериф, все тот же, который страдает по своей дочери. И вы узнаете, ну как узнаете, забираетесь в морг, разрезаете тело и узнаете, что это не утонувший мальчик, которого всем городом искали, а очень хорошо сделанная кукла. Вы прекрасно знаете, что его мама и старший брат с ума сходят, истерят и разговаривают с лампами. Поэтому, разумеется, вместо того, чтобы снять трубку и позвонить, сказать, что так и так, дорогая Джойс (ее как раз Вайнона Райдер играет), нет, ты не сумасшедшая, что считаешь своего сына все еще живым, в морге действительно не он, а кукла, ее хоронить не надо завтра. Вот вместо этой короткой фразы ты уходишь разведывать какую-то секретную базу. Шериф расскажет свою чудную новость только через сутки. Нормальный человек, все нормальные люди так поступают, нечему удивляться.

Или ты тот самый старший брат, у которого младшенький пропал, мать с ума сходит, развесила по всему дому новогодние гирлянды и спасается от монстра из стены. И чисто случайно ты находишь документальное подтверждение того, что творится какая-то дичь. У тебя прямо в руках тобой же сделанная фотка с неопровержимыми доказательствами. Что ты делаешь? Конечно, ты ни в коем случае не говоришь матери, что обнаружил. И шерифу не говоришь. Какой нормальный человек так делает? Никакой, разумеется.

Или наши четыре малолетних героя-пацана. Внимание, четыре пацана, которые с великов слезают только по особым случаям, строят форты в лесу да еще и умненькие, всякие научные конкурсы выигрывают. Но над ними в школе издеваются два других пацана. Четверо против двоих! Что делают четверо? Правильно, тихо терпят и страдают. Все логично.

В городке, где вся эта беда происходит, есть лес. Я так понимаю, лес там – самое оживленное место. Потому что еще чем-то объяснить, как Майк и Дастин умудрились посреди этого леса натолкнуться на своих школьных обидчиков, я не могу.

У пропавшего мальчика Вилла, как мы уже выяснили, есть старший брат и мама. У Майка есть полноценная семья: мама, папа, сестра постарше, сестра помладше. А у остальных двух друзей, Дастина и Лукаса, нет родителей. Серьезно, ни разу в кадре не появляются. Правильно, зачем, ну пропадают дети в городе, что теперь, за своими следить? Может быть, эти родители и были где-то задуманы, но их выкинуло из экранного времени. Например, появлением отца Вилла, который семью бросил, но раз уж такие дела, решил приехать, поддержать бывшую. Как приехал, так и уехал. Кому это было нужно? Персонаж для истории не сделал ничего, ни на миллиметр ее не сдвинул, конфликта никакого, а места занял, как развязка.

Еще раз о родителях Майка. Которые просто не в курсе, что у них несколько дней в подвале жила чужая девочка, с улицы сыном подобранная. А наверху в спальне дочери периодически разные парни ночуют. Ну не заметили, бывает.

И казалось бы, HBO уже на достаточно дорогом примере последнего сезона True Blood показал, что нельзя строить целый сезон на флешбэках, не работает этот дешевый прием, неинтересно. Но нет, вся история Эл именно такими внезапными воспоминаниями (да, хорошо, пусть они и какими-то связанными с прошлым опытом событиями вызываются), рассказана.

Диалоги

Если честно, пункт про диалоги – это придирка. Во многих хороших и даже отличных фильмах (у Ноланов, например), диалоги так себе, но это им не так уж сильно и мешает. С тем, что 12-летние разговаривают совсем не так, как им положено, мы уже разобрались.

Еще прикольно постоянно слушать старшую сестру Майка – Нэнси. Она все время говорит "It's not like that". К концу сезона уже иначе как Nancy *it's not like that* Wheeler ее не воспринимаешь.

Но самый эпический провал случается в седьмом эпизоде. Там диалог между шерифом и Троем, одним из пацанов-обидчиков наших пацанов. Трой жалуется на то, какие ужасные страдания ему причинила Эл. Диалог такой:

Трой: Her head's shaved. She doesn't even look like a girl. And...

Шериф: And what?

Трой: She can... do things.

Шериф: What kind of things?

И вот здесь идеальная возможность оправдать название сериала, сделать красивую строчку, всю историю поставить на место. Трою всего лишь надо ответить "stranger things", пусть это кажется банальным и очевидным, но черт возьми, так сериал называется, такой момент, так просто надо сделать! А Трой что сказал?

Трой: Like... make you fly. And piss yourself.

Всем спасибо, все свободны, момент упущен. Остается только вопить: "Да как так можно-то так, а?!".

И чтобы закончить с придирками, вопрос. Зачем, зачем они сперли интро у Daredevil? Ну слишком же похожая музыка. В Daredevil хотя бы еще и ролик покрасивее нарисовали, а тут просто буковками отделались. У Netflix документ какой-то есть, который обязывает интро к своим сериалам строго только так делать?

Могу сказать, что саундтрек тоже не фонтан, но для тех, кто считает Dance with the Dead отсылками к старым ужастикам с VHS кассет, а не к 16-битному музону из какого-нибудь Марио, оно, наверное, в самый раз.

И самое главное

Этот сериал начинается с того, как четыре мальчишки играют в D&D. Потом происходит неведомое и даже страшное, пропадает их лучший друг, за ними охотятся плохие люди с большими пистолетами, прямо у них на глазах Эл силой мысли заставляет мозги этих плохих людей через глаза вытекать. Эл вообще за свою короткую жизнь народу перебила множество, но это никого никак не смущает, что, разумеется, тоже нормально. А потом Майку, который даже влюбиться в нее успел, пришлось наблюдать (хоть и в самый ответственный момент он закрывает глаза), как его первая любовь и страшный-ужасный монстр аннигилируются и превращаются в пыль. И сериал заканчивается, не поверите, на том, как четыре пацана играют в D&D. Их вообще никак эти события не тронули. У них такая железобетонная психика, что может отряду морских котиков задницы надрать. В сериале только один-единственный герой, который как-то осознал свое место в жизни и переосмыслил поведение. И только один честный момент, когда Нэнси себе в парни все-таки мажора на бумере выбирает (это как раз он осознал и переосмыслил, за что и получает такую награду), а не стремного старшего брата Вилла, который живет где-то на отшибе в доме с дырой в стене, которую его мама топором прорубила, обороняясь от монстра. Вот здесь полностью поддерживаю сюжетную линию, нормально сделали.

Везде пишут, что Stranger Things вдохновлен и посвящен кинонаследию 80-х. Что высоко ценится за атмосферность. Почему тогда постоянно приходилось себе напоминать: это не 2016, а 1980 (или около того), атмосфера времени отсутствует совсем, от слова полностью. Выдать персонажам старые машины и поставить старый телек в гостиной – это еще не атмосфера. Сделать одного монстра, похожего на монстра из "Лабиринта Фавна" – это еще не ужасы. Закончить фильм тем, что Вилл выплевывает слизняка в раковину – это не интрига. Это отсылка то ли к Slither, то ли к Рону Уизли времен "Тайной комнаты", так или иначе смешно получилось.

Так или иначе отсылки и ностальгия – это хорошо, забывать про все остальные компоненты – это плохо.

Но все же, в финале последней серии сезона, дети начинают вести себя, как дети. Сюжет наконец-то старается быть логичным, интрига какая-то пробивается. Как известно, надежда на лучший следующий сезон умирает только с его последней серией. И мне даже интересно, в каких муках она умрет.

Евгения Янова