Последовательный читатель помнит, что мой прошлый книжный отзыв закончился на Casual Vacancy Роулинг. В общем где-то на следующий день после перевернутой последней страницы этой книги на меня напала тоска. Очень хотелось читать еще что-нибудь Роулинг. Благо, она позаботилась обо мне лично (разумеется) и написала, хоть и под псевдонимом, который я без подглядки не помню (Роберт Гэлбрейт) целых три детективных романа. Я откровенно и без смущения не люблю детективы, не понимаю, как их кто-то пишет, и уж тем более, как их читают. Ближе всего к этому жанру у меня был подход в школе, когда в учебнике по литературе был отрывок (или сокращенная версия?) какого-то из произведений Агаты Кристи. Помню, что закончилось все там хорошо. И еще одна была попытка, примерно таким же образом навязанная сверху, но в этот раз уже бабушкой, когда мне подсунули пару книг, названия и автора которых мне опять приходится подглядывать. И, как показывает подглядывание, это были книги Рекса Стаута из цикла о Ниро Вульфе, припоминаю, что у меня была "Слишком много поваров" и "Слишком много женщин". И, наверное, какая-то еще. Так или иначе, не то что бы Стаут мне не запал в душу, но идеи читать еще больше детективов тоже не возникло. В таких вот противоречивых чувствах, под гнетом внутренней борьбы, когда и Роулинг читать хочется, и детективы не вдохновляют, желание читать все-таки победило.

Сразу скажу: не жалею ни о чем. Кроме того, что книг всего три, и яростно необходимо продолжение. Три книги, The Cuckoo's Calling, The Silkworm, Career of Evil, и я пишу это уже безо всякого гугла, очень задорно рассказывают о приключениях частного детектива Корморана Страйка и его помощницы Робин. Да, шутка про Робин там есть. И самый шик рассказа в идеальном балансе между собственно детективной историей и описанием отношений между всеми персонажами. Тут тебе и загадочные убийства, и любовные переживания, всего в меру, без лишних соплей и нагнетаний. Не знаю, насколько сложно будет бывалым любителям детективов разгадывать, кто же убийца. Мне вполне хватало терпения, чтобы узнавать это когда положено – в конце книги. То есть, я знаю, конечно, что убийца – всегда дворецкий. Или повар. Или уж если совсем не повезло, то самый неподходящий для этого персонаж, на которого никогда бы не подумал. Да и читается очень быстро и легко, так что можно не отвлекаться по ходу дела на самостоятельное разгадывание загадки, а просто идти вслед за повествованием.

И повествование стоит того, чтобы за ним следовать. Потому что продолжает работать магия Casual Vacancy. Здесь нет героических героев. Нет выдающейся гениальности Шерлока. Страйк – нормальный взрослый дядька, который всего лишь хорошо делает свою работу. И работа эта не в сверкающем офисе, к которому он подкатывает на своем Астон Мартине, а череда кредиторов и порой отсутствие жилья. Он не вытаскивает неизвестно откуда свои шикарные идеи, а кропотливо отрабатывает каждую версию, опрашивая свидетелей (до которых еще пойди дозвонись) и собирая доказательства. Его отношения с Робин тоже самые нормальные, рабочие. Мэттью, жених Робин, – тоже обычный молодой человек, которому совершенно обычным образом не нравится, что его невеста сидит в маленьком офисе целый день с каким-то чужим мужиком. А мотивы убийц тоже понятны кому угодно – зависть, жадность и ревность.

И в очередной раз восторгаюсь, как Роулинг описывает окружающие нас банальные вещи. Самое изящное описание айтишника:

  • Spanner had a first-class degree in computer science, and was much better paid than his clothing suggested. (The Cuckoo's Calling)

Самое изящное описание понаехавших:

  • "They do reasonably decent food," said Matthew. "Thai. It’s not the Mango Tree, but it’s all right." 
    Strike smiled without warmth. He had expected Matthew to be like this: name-dropping restaurants in Belgravia to prove, after a single year in London, that he was a seasoned metropolitan.
    (The Silkworm)

Книги о Страйке – идеальная жвачка для мозгов. Даже скорее семечки, потому что нельзя перестать употреблять. Они не напрягают излишними философскими размышлениями о смысле жизни. Не нарушают спокойствие бурными погонями и перестрелками. Не выдавливают слезу. Скорее рассказывают истории людей, которые по-своему справились с теми или иными проблемами, которые пусть в другой форме, но возникают и у любого среднестатистического читателя. Может, именно поэтому так переживаешь за героев и хочешь поскорее узнать, что же стало с ними дальше. И спасибо, что рассказ этот о частном детективе, который расследует очень интересные дела с любопытными персонажами. Рассказ о частном детективе, а не о бухгалтере. Что добавляет тот самый дух приключений, как в детстве, когда читал Жюля Верна. Просто сейчас ты вырос, и необитаемый остров выглядит уже совсем каким-то неприемлемым местом для мечтаний. А вот такой род занятий вполне себе колышет болотце укутанного зоной комфорта сознания.

Евгения Янова