Когда-то давно мне дали в руки книгу "Жизнь взаймы" и сказали "читай". Я прочитала. Интересная книга. Потом я узнала, что у автора есть и другие, но пишет он в основном про войну, а мне это мало интересно. Мне удалось найти его роман про гробовщиков ("Чёрный обелиск") и роман про любовь ("Триумфальная арка"), которые достаточно далеки от описания боевых действий. "Чёрный обелиск" я с удовольствием прочитала сразу же. Возможно, когда-нибудь я тоже напишу о нём отзыв. Но сейчас расскажу про любовный роман, который я сначала отложила на долгий срок.

Ох уж эти любовные романы! Я различаю два вида любовных романов: "подростковые" и "взрослые". Такое деление основано не на возрасте главных героев, а на содержании диалогов между ними и поступках, которые они совершают относительно друг друга.

Например, в "подростковых" романах влюблённые лежат на лугу или пляже и ведут разговоры а-ля "мы вместе навсегда", "я никогда тебя не разлюблю" и прочее. Расстаются они также приторно и спокойно, подразумевая "ну, это же подростковая любовь! По-другому не бывает!".

А во "взрослых" романах любовники обычно лежат в одной постели и обсуждают вопросы а-ля "действительно ли я тебя люблю?" и "что я буду делать, когда ты меня бросишь?". Истерики, сознательные измены, истошные крики и рыдания – неизбежные атрибуты таких "взрослых" романов.

Так вот, "Триумфальная арка" – "взрослый" роман про беженца из Германии, который мог жить без документов только во Франции, и итальянку, которая никак не могла определиться, которого из мужчин она больше любит. Время действия – преддверие Второй мировой войны. Скучные диалоги и наигранные страсти присутствуют. Размышления на тему "как хорошо любить! Пусть виновник этого чувства полное м*дло, это всё равно прекрасно!" и воспоминания из "прошлой" жизни присутствуют. Поэтому держите эту книгу на самой высокой полке, чтобы дети не могли достать. А лучше сожгите, чтобы они не смогли прочитать, как человек, пропитанный любовью, убивает другого человека, виновного в смерти его предыдущей любовницы. Очень сложно и не нужно.

Кстати, это та самая книга, в которой я не выделила ни одной цитаты, потому что все размышления в ней очевидны, поверхностны или непонятны (напомню, действие разворачивается в преддверии Второй мировой войны). Обычно я всегда что-нибудь отмечаю в тексте, хотя бы интересное словосочетание. Но тут как-то нечего было.

А ещё в романе есть типичный русский, каким его видят миллионы людей других национальностей: крупный бородатый мужчина, который работает швейцаром в русском ночном клубе, прекрасно играет в шахматы и уже несколько десятков лет замышляет месть.

P. S. И тут я поняла, что не буду больше читать Ремарка.

Анастасия Булдыгина