Несколько времени назад один господин запостил Вконтакте фотку с WTCC на Moscow Raceway с комментарием: "Если она знает, что свечи бывают иридиевые, масло имеет вязкость, тапочки могут иметь нормальный вылет, а полочка радовать глаз и что угла можно дать...тогда так". И это абсолютно не имеет ко мне никакого отношения, потому что из всего сказанного мне ясно только про угол, спасибо обзорам Давидыча, которые я искренне терпеть не могу, ну да и что уж теперь-то про них говорить, раз уж дело-то такое. Чтобы совсем честно, я даже ездить могу только на автомате, а о том, как управлять машиной на "ручке" только догадываюсь. К чему такое долгое вступление? К тому, чтобы ни у кого не осталось и тени сомнения: я смыслю в машинах чуть меньше, чем вообще ничего.

Что никоим образом не мешает мне любить британский Top Gear всей душой. Поэтому, что бы там ни случалось с Кларксоном и компанией, не посмотреть новый сезон этого шоу с новой командой не было в списке моих вариантов. И уже после первого эпизода 23 сезона мне начало чесаться выразить свое мнение по вопросу. Но поскольку еще в детстве шикарный мультик "Анастасия" научил меня, что "нельзя уходить с премьеры, не досмотрев ее до конца", мне пришлось сжать кулачки и ждать, пока не выйдет финальный эпизод. Теперь все в сборе, и у меня есть мнение, которое я хочу озвучить, на что имею полное право, потому что сижу на диване и анализирую.

Я не знаю, с чего лучше начать, поэтому просто подробнее скажу, почему мне так важно было сначала увидеть весь сезон целиком, а уже потом что-то на эту тему писать. Потому что Топ Гир – шоу с длиннющей историей, и судить о нем по одной серии совершенно бесполезно. Можно не сильно задумываясь назвать с ходу дюжину не таких уж и удачных эпизодов "того самого Топ Гира", какой смысл сразу с порога гнобить новых ведущих и их попытку?

И, пожалуй, первый эпизод вообще получился лучшим. Хотя последний ему явный конкурент. Потому что первый показал: мы новенькие, но очень уважаем все, что было сделано до нас. Тут тебе и сюжет-реверанс с Reliant, и почти не тронутая структура передачи, и привычные шутки про Стига. Ведущие другие, факт, прекрасная рубрика Star in a reasonably-priced car обзавелась обновленным форматом, машиной и треком. Да, и названием, но по сути основную функцию интервью со знаменитостью сохранила. Исчезли новости, появилось… Оу. Кажется, на месте новостей ничего нового не появилось. Но зато остались типичные топгировские бессмысленные гонки, остались обзоры очень быстрых машинок на треке, остались обзоры машинок на бескрайних просторах красивейших дорог планеты. Глобально ничего не поменялось. С 1977 года Топ Гир пережил множество экспериментов, и все эти новые изыскания вполне на своем месте и в свое время. В общем, оптимизм первый эпизод внушал немалый.

Но потом все, что было не так заметно в первые 60 минут (ну или сколько оно там идет), вылилось в серьезные проблемы во все последующие. Вообще, у меня есть только одна претензия к новым ведущим. Но она настолько велика, что никакими вымученными шуточками в эфире ее не перебьешь. В обновленном шоу аж шесть ведущих. Шесть человек. В два раза больше, чем раньше. Шесть человек, которые зачем-то там есть и которые чем-то должны заниматься. Но кто все эти люди? Нет, серьезно. Кто они такие? Нам показали шесть эпизодов, а я так до сих пор и не знаю, какая любимая машина у Криса Эванса. Нам показали шесть эпизодов, а я так и не знаю, за что можно глумиться над Лебланом, кроме того, что он американец. А это два основных ведущих. Но мне так и не понятно, что это за люди, что им нравится, в чем их недостатки. Они вещают на многомиллионную аудиторию. Аудиторию, которая по идее должна доверять их мнению. Но как это возможно, если мы не знаю, к чему они предвзяты, где делить поступающую информацию на два, а где умножать? Раньше было просто и понятно, что Хаммонд обожает 911-й Порш, а Кларксон считает эту машину расплющенным VW Beetle. Поэтому если Кларксон хвалит самых ленивых дизайнеров в мире, значит, это действительно что-то такое эдакое. Вы можете со мной поспорить, что со старой командой мы давно знакомы. Но нет, когда Джеймс Мэй появился во втором сезоне перезапущенного в 2002 году Топ Гира, с первого же сюжета всем было понятно, что это за человек. Во-первых, благодаря Кларксону, конечно, который представил нового коллегу как полного идиота. И благодаря первому сюжету Мэя, в котором он рассказывает о том, что за вменяемые деньги можно купить старый Бентли. Старый-древний, но зато Бентли. Не помещающийся в гараж, но зато Бентли. Не помещающийся на городскую парковку, но зато Бентли. Настолько гигантский, что с ним на дороге не разъедешься, но зато классический Бентли. Горел бы он в аду этот чертов Бентли, который нужно ставить в гараж, до которого в свою очередь нужно ехать на велосипеде. Один комментарий ведущего и один-единственный сюжет, и перед нами уже не просто какой-то дядька странного вида, а совершенно понятный Джеймс Мэй. И не надо тут сверяться с Википедией, где написано, что Мэй уже вел Топ Гир в 1999 году, а Кларксон там и вовсе с 1988 года зависал, поэтому знакомые все лица были и без того.

В итоге все, что я могу сказать о новых ведущих: Эванс предпочитает старый Роллс новому, у Леблана диаметрально противоположные предпочтения и он американец, черный парень до сих пор переживает, что он тут оказался благодаря голосованию в этих ваших интернетах, а не такой черный мужик любит гонять по треку в суперкарах и весьма увлекательно о них трепаться. А еще там есть Сабина, она немка. И Джордан. Он, кажется, вечно на каких-то веществах и больше всего похож на Макафи. Казалось бы, причем здесь автомобильное шоу.

Вторая моя претензия очевидным образом отпочковывается от первой. Я не могу сформулировать ее лучше, чем "мне не нравится, как они любят машины". Я в полной и вечной уверенности, что только действительно любящий человек может искрометно подкалывать свою вторую половинку. Только действительно влюбленный в "Звездные войны" может делать на них огненные пародии. Только фанат тачек может с упоением их взрывать, топить и сбрасывать с небоскреба. И только человек, который разбирается в машинах, может шесть эпизодов подряд делать только то, ради чего они спроектированы – ездить по дорогам. По дорогам, Карл! Не пытаться проехать по крыше тоннеля на Renault Twingo и не пытаться запустить Mini с лыжного трамплина, а просто ехать по дорогам с редким заездом куда-то там на внедорожье с несмешным заданием снимать животных на заднюю камеру.

Я не знаю, а изучать вопрос мне не хочется и не очень интересно. Но меня не покидает ощущение, что вместе с Хаммондом и Мэем Кларксон прихватил с BBC еще и оператора. Не подумайте, что картинка в новом сезоне плохая, это не тот случай. У нас здесь случай в том, что создается впечатление, будто камерой руководит человек, который до этого снял множество рекламных роликов. Картинка вслед за ведущими лишилась этого любящего, ласкающего каждый шильдик взгляда, но обрела вылизанный гламурный лук. Она утратила динамичный и бурный темп, но зато получила множество эффектов из презентаций PowerPoint. Это классные, математически и маркетологически выверенные кадры, которые хочется поставить в музей, но которые совершенно не хочется любить и кричать им "вау". И я отчаянно почти до слез скучаю по так и не сумевшими надоесть за все 22 предыдущих сезона съемкам машины, меняющей перед камерой полосу. И по съемке трех машин на дороге, которые мчатся на тебя сверкающим фарами и решетками радиаторов клином.

Буквально сразу же за выходом шестого эпизода последовала новость о том, что Крис Эванс покидает Топ Гир. Я не хочу злорадствовать, я хочу просто отметить, что очевидное мне на моем диване очевидно и всем остальным: именно Эванс лишний на этом празднике. Слишком истеричный и нервный в кадре, слишком старающийся быть забавным. Я понимаю, что перед ним стояла максимально сложная задача, я верю, что он хотел сделать новое шоу успешным. Я не требую от новых ведущих надеть маски и притвориться старыми. Это глупо и неинтересно. Но у него просто не получается быть ведущим Топ Гира. У него не получились все интервью, от которых опять несет рекламой и которые потеряли самое главное в интервью – беседу. У него не получились его собственные сюжеты, которые я уже сейчас еле помню. Хотя, конечно, в старом Топ Гире тоже было полно скучных тестов, на мой взгляд почти все тесты суперкаров на их собственном треке весьма и весьма унылы. Ему не удалось занять делом такое количество ведущих. Но тем не менее у него получилось не растерять все нажитое за эти годы непосильным трудом, в самый сложный период он смог показать, что у Топ Гира есть будущее.

И в этом на самом деле вся прелесть. У нас теперь будет шикарная возможность смотреть два автомобильных высокобюджетных шоу вместо одного! В одном будут любимые Кларксон, Хаммонд и Мэй. Во втором любимое название и огромный потенциал новой команды. Мы навечно обречены их сравнивать. А конкуренция заставит и тех, и других делать свою работу еще лучше. Что только на руку такому простому потребителю на диване как я.

Евгения Янова