Кухня у нас дома с периодичностью, превышающей приличную, нарушает сбалансированную организацию бытия. Потому что чаще всего мы там собираемся не о политике задушевно поговорить, а об играх для этого вашего ПК поспорить на иногда повышенных тонах. Интересно в данном случае, что репрезентативная выборка из двух авторитетных человек, которые не вчера родились, а потому много в Steam накупить и пройти успели, гласит, что 100% из них начинали играть в Divinity: Original Sin, но пройти игру им помешала какая-то непреодолимая внешняя, вероятно, внутренняя (внутренне-внешняя? Внутренняя, обусловленная внешней? Наоборот? Вообще не так?) сила. Сила, в быту прозванная скукой. Занудились, в общем, господа нажимать в эту игру.

Что полностью противоречит другому опросу, наполовину состоящему из моего мнения, на вторую половину – из мнения моей второй половины. Мы пришли к выводу, что игра отличная. Настолько мы убеждены в своей правоте, что сначала, еще летом, мы ее скачали оттуда, куда теперь приводят только супергерои с соответствующим молотом и в почете лук. Прошли. Походили-побродили, почесали в затылках и месяцев через пару прошли Divinity еще раз, но уже законно купленную и Enhanced Edition. Таким образом, у нас есть четыре человека и два положительных, два отрицательных опыта. В чем подвох?

А, как абсолютно справедливо считает Джон Константин, подвох есть всегда. И он заключается в самом большом плюсе этой RPG. И, как показывает практика, в ее же минусе. RPG – это прекрасно. Это маленькая жизнь. Это интерактивная книга. Это возможность перенестись в дивный новый мир, стать там героем, прочитать много пафосных диалогов и прийти к более-менее логичному, тут уж как повезет, заключению. Все прекрасно в этом жанре. Тебе даже всегда дают взять с собой хотя бы одного верного товарища, что для некоторых неуклюжих в общении больше самого лучшего результата, достигнутого «в реальной жизни». Казалось бы, куда лучше? Но Larian Studios в один прекрасный день, который затянулся на несколько лет и включал в себя очень успешную кампанию на Kickstarter, взяли и исполнили мечту миллионов. Кампанию Divinity: Original Sin можно полноценно пройти вдвоем.

И так, стандартная RPG-партия на четверых, из которых двух персонажей вы себе создаете сами, а еще двоих можно выбрать недалеко от начала игры. И у всех потенциальных спутников есть своя история, свой квест, который рано или поздно надо будет выполнить. Если вы живете в справедливом мире, то в итоге у вас получается по два персонажа на нос. Теперь можно участвовать во всех приключениях, убивать монстров, спасать котиков, воровать головы и вызывать Веровцу бок о бок со своим товарищем. Даже спорить с ним в диалогах можно – пусть и заранее за вас написанными фразами – отстаивая свою точку зрения игрой в камень-ножницы-бумага.

И поверьте, вся соль такой игры раскрывается в боевке. Потому что боевка здесь старая-добрая, пошаговая. Тактическая. Взаимодействующая с окружающей средой. Поэтому, когда ты за мага бросаешь во врагов фаербол, но не замечаешь, что не только под врагами, но и под твоей партией разлита нефть, которая немедленно начинает неприятно взрываться, отнимая здоровье, то тебя может ожидать особенно страстная речь того несчастного человека, с которым вы решили игру пройти. Ведь он-то нас правильно расставил по позициям, сказал, что делать, а ты куда смотрел, кусок ослиной головы? Серьезно, мне столько раз пришлось это услышать, сколько и орать «Да лечи же ты меня уже наконец!». Хотя орать в общем-то не стоило, потому что мы на расстоянии вытянутой руки сидим, но ситуация обязывала идти на крайние меры. Опять же, боевка очень интересная, потому что на твой ход тебе дается некоторое количество очков действия, скажем, ты хочешь отойти на более безопасное место и уже оттуда выпустить фаербол. Но фаербол стоит 10 очков, а у тебя после маневра, разумеется, остается 9. Потому что ты не очень умный. Но сообразительный, поэтому пытаешься зачаровать противника (стоит 4 очка), но у него 11% шанса отразить эту атаку. Что он, конечно, и делает. Вся статистика по бою выводится сбоку в окошке, чтобы ты не упустил ни малейшего шанса поразмышлять о своем везении. После подобного фиаско ты решаешь, что лучше бы на этом ход и закончить, потому что очки действия не пропадут и еще сколько-то восстановится, а тогда уж точно хватит на фаербол. Но один противник вызывает дождь, под тобой образуется лужа, второй противник бьет тебя молнией, словно Палпатин, а вода плюс электричество вводят тебя в состояние ступора, и никакого следующего хода с фаерболом у тебя уже не будет. Но! Ты же управляешь еще одним персонажем. У него большой и длинный меч в руках, которым можно больно бить врагов. И вот, собравшись с духом, ты решаешь изобразить из себя таран, мощно срываешься с места и! тоже встаешь в ступоре, потому что наступил в лужку, из которой еще не ушло электричество, но ты не заметил и вообще думал, что это не так работает. Опять же твой товарищ одним из своих персонажей может снять с тебя ступор и телепортировать куда-нибудь подальше. На мину, например, совершенно случайно. И так далее. И да, можно же просто быть умнее. Но нельзя. Потому что это весело.

Несмотря на достаточно простой, хоть и логичный, добрый сюжет, несмотря на полную линейность этой игры и не витиеватые диалоги, она уникальна и прекрасна. Потому что сохраняет дух старых классических изометрических РПГ-шек. Потому что наконец-то позволяет не отправляться в приключения в одиночку. Может, она и не поражает графикой, но все краски яркие, мир очень живой, а большинство существ просто очаровашки. Даже зомби-менестрель у них получился каким-то особенно милым, с волынкой из дохлой свинки.

Что еще доставляет положительных эмоций, так это достаточно большой выбор классов для создаваемого персонажа. Хоть их, по сути, все равно три: маг, рога и воин. А все остальные – это комбинации трех основных в разных пропорциях. Можно, например, выбрать что-то среднее между магом и рогой, как получилось у меня во втором прохождении. Опять же нравится, что система прокачки персонажа в меру и проста, и все же заставляет задуматься, во что вложиться: в ловкость, чтобы увеличить урон от своих кинжалов, в скорость, которая дает больше очков действия в бою, или все же в интеллект, потому что хочется больше мощи для своих заклинаний. Которых, кстати, тоже много. И они бывают пяти разных школ. И какую школу развивать в первую очередь, потому что все не получится, – это тоже хороший вопрос. Или вообще лучше вложиться не в магию, а в способность защищаться? Но очков, получаемых за новый уровень, хватает только на что-то одно, поэтому немного думать все же приходится. В игре есть вариант все это перераспределить, но тогда придется бегать и заново покупать книжки, с помощью которых ты и учишь все заклинания и прочие немагические способности. В любом случае при первой же возможности обязательно возьмите хоть кому-нибудь из партии талант, позволяющий говорить с животными. Когда потом в очередном подземелье будете бегать за мышью, чтобы узнать о самых страшных тайнах бытия, поблагодарите. И внимательнее выбирайте, что говорите в диалогах, периодически это влияет на ряд характеристик персонажа.

Особенно хочу отметить Enhanced Edition. Потому что действительно разработчики постарались и сделали игру еще лучше, дописали немного новых историй, озвучили все диалоги, доработали крафт. Добавили просто убойный эпизод в концовке. Меня до сих потрясывает, когда я этот момент вспоминаю. Приятно видеть, что о тебе, игроке, заботятся. Еще больше приятно, что к выходу готовится вторая часть, в которой можно будет собрать партию уже из четырех человек, живых и настоящих! А самое приятное в том, что моя глобальная претензия к игре – простота сюжета и диалогов. Но к работе над второй частью привлекли культового Криса Авеллона (погуглите, этот человек стоит того и даже больше), а значит продолжение обязано получиться идеальным.

Если вам кажется, что спустя столько слов у меня так и не получилось ответить на вопрос, почему же многим не понравилась эта прекрасная игра. То отвечаю сейчас. Потому что она создана для двоих. И одному играть в нее действительно очень скучно. Все веселье раскрывается именно в кооперативном приключении, ради которого все и затевалось. Поэтому выйдите из комнаты и найдите себе товарища, чтобы очень хорошо провести время за экраном компьютера!

Евгения Янова