Где-то год назад мы подключили НТВ-Плюс, чтобы смотреть Лигу Чемпионов. Остальные 360 дней в году телевизор обычно показывает Россию 24, которую, конечно, можно и без кабельного смотреть. Но вот совершенно случайно надоела Россия 24, футбола не было на горизонте, поэтому мы отважились на очень смелое путешествие по кнопкам пульта. И набрели на фильм. Было написано, что это фантастика, а, как известно, просто так пройти мимо подобного заявления невозможно, и фильм автоматически получил гарантированные 30 секунд нашего внимания. Потом еще 30 секунд, ведь на экране происходило что-то странное, но забавное, потом еще минуту, Другую. Через 20 минут мы осознали, что фильм надо смотреть с начала, о котором мы не знали и потому пропустили. Редко чему удается зацепить внимание и, главное, удержать его с первых кадров до последних. Но Stranger Than Fiction, который в российском прокате стал просто «Персонажем», смог заинтриговать всего лишь своей второй пятой частью. И мы таки его посмотрели полностью на следующий же день (вечер).

Иногда у каждого в жизни бывает такая пара часов, они ничем особо не примечательны, но очень приятно было провести это время именно так, как смоглось его провести. «Персонаж» – именно такой фильм. В меру забавный, хоть и без искрометного юмора, лиричный, но не сопливый. Трагичный, но без надрыва и лишнего пафоса. Режиссер не сгущает нигде краски, будь они черные, белые или оранжевые. Он рассказывает историю, совершенно жизненную, пусть и с долей вымысла. Повесть об абсолютно обычном человеке, главном герое, и я совершенно не помню его имя. Он спит, чистит зубы, ест, ходит на работу, заводит будильник и опять спит.

Пока в его размеренный распорядок существования отвратительно непрошенным образом, прямо в самое его сознание, не врывается центральный конфликт фильма - женский голос, зачитывающий его действия, эмоции и мысли как роман. Дальше нас ждет очень любопытная история о том, как мужчина средних лет учится находить радость жизни под угрозой возможной скорой смерти по неведомым причинам.

Но самое важное, нас ждет вопрос об ответственности автора. Ответственности перед своей аудиторией. И, что на первый взгляд абсурдно, но тем не менее важно, ответственности перед своим произведением. Где проходит граница между вымыслом и реальной жизнью? Как первое влияет на второе? Второе на первое? По каким краям проходит территория, закрытая от самоцензуры? Кто виноват, если все плохо, и можно ли что-нибудь с этим делать?

«Персонаж» дает ответы на эти вопросы. Что редко. И по-своему самонадеянно. Но автор решил для себя проблему. Влияет ли это и должно ли влиять на поиски ответов зрителями?

А еще в этом фильме играет Дастин Хоффман, какие еще нужны аргументы для просмотра?

Евгения Янова